СМИ

«Продвижения культурного кода России» — целю современного российского геймдева и его крупнейших лоббистов в Стране

6814
5
«Продвижения культурного кода России» — целю современного российского геймдева и его крупнейших лоббистов в Стране

Российская игровая индустрия, пережившая подъём в 2010-х, геополитические потрясения 2022-го и последующую стабилизацию, активно выстраивает диалог с государством через отраслевые объединения. «Ъ-Review» изучил, сколько таких ассоциаций действует, какие цели они преследуют в России и за рубежом и возможна ли их консолидация.

До 2022 года 1,5 тыс. студий, включая лидеров вроде My.Games ($500 млн выручки) и Playrix ($2,7 млрд в 2021 году), почти не взаимодействовали с регуляторами. Ситуация изменилась после 2022 года, когда возникли пять ассоциаций: РВИ (Василий Овчинников, 300 участников), АПРИОРИ (Александр Михеев, VK и др.), Ассоциация игровой индустрии (Владимир Прокуронов), РАДИ Видеоигр (Яша Хаддажи) и АРКИ (Павел Голубев). В сентябре 2025 года к РВИ присоединилась платформа «Фогейм», анонсировавшая разработку стратегии с учётом национальных приоритетов.

Инициативы начались в 2021 году, когда замглавы Минцифры Максим Паршин предлагал создать объединение под эгидой РФРИТ, но проект не реализовался. В 2022 году, после встречи с главой Минцифры Максутом Шадаевым, отрасль обсудила отсутствие курирующего ведомства, что и дало толчок к созданию ассоциаций.

Государственная поддержка через ИРИ признала индустрию как медиаканал, но, по словам Овчинникова, не улучшила инвестиционный климат. Для роста нужны частные инвесторы и экспортные рынки, особенно учитывая рост НДС и налоговую нагрузку. Антон Горелкин из Госдумы подчёркивает важность игр для продвижения культурного кода и необходимость прозрачного регулирования.

С 2022 года ассоциации продвигают инициативы: АПРИОРИ и РВИ разрабатывают стратегии, VK работала над российским игровым движком, но проект «Н-Джинн» закрыт в 2025 году. В 2023 году игры включили в реестр ПО с льготами по НДС, а в 2024-м начался эксперимент по маркировке контента. РВИ предложила «зелёную маркировку» для поддержки отечественных и образовательных проектов.

На международной арене ассоциации укрепляют связи: АПРИОРИ подписала меморандумы с китайскими компаниями на ChinaJoy-2025. Депутат Горелкин настаивает на господдержке маркетинга для экспорта.

«Пришло отчетливое понимание важности влияния видеоигровых нарративов, в том числе на внешнем контуре, в целях продвижения культурного кода России»

Ассоциации создали основу для взаимодействия с властью, но впереди — консолидация, упрощение процедур поддержки и доработка льгот, иначе, как отмечает гейм-дизайнер Вячеслав Макаров, рост налогов может уничтожить доходы студий, угрожая их выживанию.


Источники:
КоммерсантЪ
Другие публикации по теме
Гений Кодзима выступил в защиту ИИ при разработке видеоигр
Гений Кодзима выступил в защиту ИИ при разработке видеоигр
Хидео Кодзима видит в ИИ идеального помощника для рутины вроде моделирования деревьев или анимации, что освободит время для творчества.
Сегодня в 18:30
1830
4
Форум
Apple против Epic Games: новый виток противостояния в Австралии
Apple против Epic Games: новый виток противостояния в Австралии
Apple инициировала судебное разбирательство против Epic Games в Австралии, обвинив компанию в попытках лишить её прибыли на платформе iOS. В центре спора — требование Epic разрешить пользователям загружать приложения на iPhone без уплаты комиссии Apple.
Сегодня в 14:45
1179
2
Форум
Создатель одной из первых японских RPG с открытым миром рассказал о дискриминации по возрасту в игровой индустрии
Создатель одной из первых японских RPG с открытым миром рассказал о дискриминации по возрасту в игровой индустрии
Геймдизайнер и программист Токихиро Найто, чья карьера в видеоиграх насчитывает более сорока лет, недавно обратил внимание на проблему в японской игровой индустрии, о которой редко говорят – возрастную дискриминацию
Сегодня в 10:00
3460
6
Форум