Все больше и больше аниме-студий на грани закрытия

Согласно новому отчету Teikoku Data Bank, ожидается, что число обанкротившихся или закрывающихся японских компаний, занимающихся производством аниме, в 2025 году увеличится третий год подряд.
Прогноз основан на данных, полученных за первые девять месяцев года: две аниме-студии объявили о банкротстве, а шесть других приостановили или прекратили свою деятельность, в результате чего общее число компаний, покинувших индустрию, достигло восьми. Teikoku Data Bank отмечает, что темпы закрытия студий в этом году сопоставимы с 2018 годом, когда было зафиксировано рекордное количество подобных случаев (всего 16).
Более того, если учесть мелких субподрядчиков и фрилансеров-аниматоров, работающих в сфере производства аниме, фактическое число компаний и специалистов, покидающих индустрию, вероятно, значительно выше.
Стоит отметить, что банкротства и закрытия компаний за последние несколько лет коснулись не только студий, занимавшихся второстепенным производством аниме, но и так называемых основных и валовых подрядчиков (студий, способных полностью завершить аниме-проекты собственными силами). Примерно половина компаний, занимающихся производством аниме, покинувших рынок за последние пять лет, были основными или валовыми студиями, такими как Ekachi Epilka, Cloud Hearts и Studio5.
Это происходит несмотря на то, что рынок аниме достиг рекордных темпов роста в 2024 году. Основная причина, по-видимому, заключается в острой нехватке рабочей силы в Японии, которая привела к тому, что Teikoku называет «бесприбыльным бумом» среди продюсерских компаний. С ростом числа выпускаемых аниме-фильмов студии столкнулись с резким ростом заказов на проекты, которые превышают их возможности. В качестве решения некоторые компании вынуждены продлевать сроки производства (и, следовательно, увеличивать затраты на рабочую силу), что снижает их рентабельность. Другие прибегли к аутсорсингу зарубежным студиям, но столкнулись с резким ростом расходов, вызванным падением курса иены по отношению к доллару.
Ситуация усугубляется тем, что, по словам профессионалов отрасли, практика «дешевого» аутсорсинга анимации у зарубежных студий с последующим привлечением местных специалистов для «исправления» некачественной работы привела к профессиональному выгоранию и увольнению ключевых режиссеров анимации, создав своего рода порочный круг.
Хотя крупные издательства и само японское правительство предпринимают ряд инициатив по улучшению условий труда и распределения доходов в отрасли, Teikoku Data Bank отмечает, что компаниям, производящим аниме, необходимы срочные меры для восстановления, особенно в области обучения персонала.