Обзор приключенческого экшена «Земский собор»: казачья сабля в сердце Смуты
Студия Cyberia Nova, новосибирские разработчики, известные очень спорной, но хайповой «Смутой», сегодня выпустили на VK Play приключенческий экшен «Земский собор». Изначально задуманный как DLC, проект вырос в самостоятельную игру, которая пытается использовать все лучшее от предшественницы и старается не выглядеть как совсем уж полная ее копия, только с другим главным героем. Посмотрим, как у команды это получилось.
Интриги на краю бездны
Действие разворачивается в 1613 году, во времена Земского собора — собрания, избравшего Михаила Романова царём и завершившего Смуту. Игра несколько вольно пересказывает события тех времен, но оно и понятно: игроку должно быть интересно наблюдать за приключениями выдуманного персонажа, задача которого — не потеряться на фоне грандиозных исторических событий.
На этот раз игрок берет на себя роль казака Кирши, соратника Юрия Милославского из «Смуты». Повествование идет от его лица: все уже случилось, а бравый казачок лишь интерпретирует их по-своему. После изгнания ляхов из Москвы актуальным стал вопрос, кому же править на Руси? Да не просто править: нужен народный царь-батюшка, который не предаст Родину из-за красивой заморской принцессы или горы золота.

История игры начинается в лесу зимой, но на этот раз не ночью
За престол борются несколько фракций, и у каждой из них есть свое отношение к Кирше. Правда, игрок на это отношение никак повлиять не может. Ползунки автоматически увеличиваются или уменьшаются в зависимости от сюжетных событий.
Игровой процесс и визуал
«Земский собор» представляет собой линейный нарратив без каких-либо ролевых элементов, с которыми авторы пытались заигрывать в Смуте. Тогда вышло это так себе — решение отказаться от ненужных механик было совершенно верным.
История гораздо короче «Смуты», но куда динамичнее: чередование стелса, боёв, расследований и кат-сцен.

Переодевания в бабу Кирша считает "заморской забавой"
Чтобы развлечь игрока, разработчики добавили несколько мини-игр. Часть из них — это обычные QTE-элементы, а вот игра в камешки выглядит любопытно. В ней вам придется немного подумать, чтобы победить. Хотя победа или поражение ни на что не влияют: никакой награды или штрафа не предусмотрено.

С атмосферой у игры все хорошо
Атмосфера Москвы 17-го века передана великолепно: визуально игра радует глаз дизайном, костюмами и анимацией. И пусть Москва представлена небольшой областью на десяток дворов и рынком, сделана локация с большой любовью и вниманием к деталям.
Боевая система
А вот с боевой системой все не так хорошо, как с визуальной частью игры. И причина этому — ужасное поведение камеры в бою. Сражение с одним-двумя противниками проблемы не составляет, а вот три и более — это уже мучения. Камера начинает откровенно суетиться, она не знает, какой ракурс лучше выбрать. И из-за этого резко меняет их, подставляя игрока под удары противника. Кирша постоянно «прилипает» к врагу, и очень медленно реагирует на команду разорвать дистанцию, чтобы можно было выпить зелье или зарядить пистоль. Это очень раздражает и огорчает.

Не "Гвинт", но не плохо
Битвы с боссами получились лишь немногим лучше. К счастью, они представляют из себя дуэли, но и тут камера умудряется вести себя хаотично, из-за чего Кирша пропускает откровенно нелепые удары.

Любимая забава местных ЧВК: избить дурака
К счастью, выручает тот самый пистоль. На этот раз в руки казака попадает «экспериментальный образец» барабанного типа — почти револьвер, который со временем сможет стрелять несколько раз подряд без перезарядки. Кроме того, в арсенале появились метательные ножи, хотя урон от них куда меньше, чем от пули.

Кота погладь!
Любопытно, что на локациях есть несколько мест пополнения пуль, но они заканчиваются. Так что имейте в виду: если часто будете промахиваться, то может совсем не остаться пуль. А вот нож в случае промаха можно подобрать. Но странно, почему его нельзя достать из тела противника.

Холоп голову потерял — буквально
В остальном же боевая система мало чем отличается от «Смуты». То есть, перед нами попытка в историческое фехтование с очень большими условностями. Есть легкая и тяжелая атаки, блок и парирование, а также очень мощный удар, который тратит концентрацию. Эту же концентрацию можно использовать при стрельбе и метании, замедляя время для лучшего прицеливания.
Итоги
Но «Земский собор» никак не тянет на самостоятельную игру. Она получилась короткая, пусть и насыщенная событиями: помимо основного сюжета вам предложат несколько мелких побочных квестов, которые вы выполните минут за 5-10, а на этом все. Добавляем сюда множество мелких багов, проблемную камеру и спорную боевую систему. На выходе мы получили пусть и красивый, но побочный продукт, который ничем в целом не выделяется.