Обзор "Frostpunk: Настольная игра": возможно, самая сложная стратегия, в которую вы можете сыграть, но и самая увлекательная
Строительные симуляторы — один из популярных жанров видеоигр. Такие проекты, как Planet Coaster или Cities Skylines, позволяют создавать масштабные парки аттракционов или разрастающиеся города. Однако Frostpunk выделяется на их фоне. Этот постапокалиптический градостроительный симулятор погружает в суровую ледяную пустыню, где нужно обеспечить выживание небольшой группы людей. Видеоигра отличается высокой сложностью, но способна увлечь на десятки часов.
В 2022 году Адам Квапинский, известный по играм Nemesis и Lords of Hellas, представил “Frostpunk: Настольная игра”, выпущенную компанией Glass Cannon Unplugged. А в России ее издателем выступила комапния Hobby World, локализовав стратегию на русский язык. Настольная версия стремится передать мрачную атмосферу оригинала за игровым столом. Удалось ли это? Рассмотрим подробнее.
Но сперва заглянем в коробочку.
Что в коробочке?
Вас встречает солидная как по объему, так и по весу коробка с тематическим артом на лицевой стороне, на котором изображены ключевые элементы мира Frostpunk: ледниковый период, огромный генератор, мэр-спаситель и (не)благодарный народ. Вес этого великолепия — чуть более 5 килограммов.
Внутри мы находим:
- Пластиковый генератор (с поддоном).
- Улучшение генератора.
- Фрагмент генератора.
- Планшет генератора.
- 7 дополнительных планшетов.
- 12 фрагментов рубежа.
- Мешочки недовольства и надежды.
- 30 фрагментов поля.
- 5 фрагментов скал.
- 4 листа советников.
- 199 больших карт.
- 107 средних карт.
- 148 маркеров.
- 162 токена.
- Книга сценариев.
- Правила игры.

На улице “немного” похолодало
Правила игры настолько обширны, что их описание могло бы занять весь текст, поэтому здесь представлен общий обзор. Полное руководство доступно в формате PDF по соответствующей ссылке.
Frostpunk включает несколько сценариев, но основной сосредоточен на выживании перед надвигающейся бурей, знакомой поклонникам видеоигры.
Это кооперативная игра (до четырех человек, но можно играть и одному), где каждый раунд состоит из 9 фаз. Утром продвигается трекер раунда и вытягивается карта утреннего события. Большинство событий ставят перед сложным выбором между плохим и ещё худшим вариантом. Затем проверяется состояние генератора, обеспечивающего тепло для жителей. Перегрузка его ядра грозит взрывом.
Далее следует проверка погоды, которая становится всё холоднее, требуя больше энергии от генератора. На этом этапе можно отправить охотников за добычей или разведчиков для исследования окрестностей.
После подготовительных этапов наступает фаза действий. В игре используются три типа миплов: рабочие, инженеры и дети. Механика позволяет отправлять миплов в город для активации зданий, сбора ресурсов, уборки снега, принятия законов или строительства новых построек. Некоторые здания, такие как мастерская или медпункт, доступны только инженерам. Дети, за редким исключением, потребляют ресурсы и занимают место.
Ключевой элемент — генератор, представленный большой башней в центре стола. Он обеспечивает теплом здания, для чего требуется уголь. Если мипл действует в неотапливаемом месте, он заболевает и со временем может умереть, снижая уровень надежды.
После выполнения действий вытягивается карта сумерек, которая может быть благоприятной или неблагоприятной в зависимости от принятых решений. Затем наступает время кормления жителей: каждый раунд нужно обеспечить едой один из трёх типов населения. В конце раунда каждому миплу требуется укрытие, иначе он заболеет.
Раунд завершается, и начинается новый день. События, локации, сценарии или карты рассвета и сумерек добавляют неожиданности. В Frostpunk существует около полудюжины способов проиграть и только один способ победить — выполнить цель сценария.
Спаси нас, всемогущий мэр
“Frostpunk: Настольная игра” — одна из самых сложных настольных игр в моем опыте. Описание структуры раунда выше — лишь поверхностный обзор. Подготовка к игре занимает 8 страниц правил, а полное руководство насчитывает 44 страницы. Эта игра не для тех, кто избегает сложностей. Победа достигается редко — возможно, в одной или двух партиях из десяти.
Удивительно, но игра продолжает увлекать. Долгая настройка, обилие правил, сложность победы и многочасовые партии не отпугивают. Игровой процесс приносит невероятное удовлетворение.
В этой игре поражение — это не просто «проиграл и пошёл пить чай». Это десятки изящно-жестоких способов проиграть: то ресурсы внезапно испарились, то надежда в городе накрылась медным тазом, то башня рухнула именно в тот момент, когда ты наконец-то почувствовал уверенность. А победа? Она достаётся с кровью, потом и отчаянием, но зато бьёт в голову, как лучший трофей: редкая, жёсткая и чертовски сладкая.

Реклама: ООО «МИР ХОББИ» ИНН 7708812210 erid:2VtzqvFtmS2
Главная фишка здесь — выборы. Точнее, отсутствие комфортных выборов. Хочешь построить, улучшить, спасти и накормить всех сразу? Ну-ну. Ресурсов всегда мало, времени катастрофически не хватает, и приходится решать, что важнее — согреть людей или подлатать стены, а в итоге, как назло, рушится всё сразу. Игра любит заманить вас быстрыми плюшками, которые через пару ходов превращаются в грабли по лбу.
Особенно трепетно, когда колода «Событий» маячит рядом — где-то там прячется пара карт-бомб, и каждый новый ход превращается в игру на нервах: рискнуть или отступить? Поддержать генератор или надеяться, что обойдётся? А память, как назло, подводит: вы точно считали, сколько кубиков уже ушло в башню? Да ладно, никто не считает.
Здесь не получится идти по шаблону: «в прошлый раз погибли с голоду, значит, теперь качаем еду с первого хода». Но в этот раз игра уже придумала, как наказать именно за это. Любые надёжные планы разбиваются о реальность, и даже законы, которые вы клялись никогда не принимать (ну кто вообще добровольно выбирает детский труд?), вдруг оказываются спасением — или хотя бы наименьшим злом.Всё это звучит сурово, и так оно и есть. Но именно в этой беспощадности и кроется магия игры: она вытаскивает из вас максимум эмоций — от нервного смеха до отчаянных «ну почему именно сейчас?!». И если вы всё же сумеете выжить, то будете помнить эту победу, как маленький личный подвиг.

Фото: Luke Plunkett | Kotaku
Адам Квапинский, очевидно, вдохновлялся видеоигрой и перенёс в настольную версию все её механики. Атмосфера Frostpunk передана идеально: странные законы, загадочные события и борьба за выживание в условиях поломки генератора, недовольства жителей и появления новых детей. Всё это присутствует, к лучшему или к худшему.
Однако есть и относительные недостатки. Игра требует огромного пространства на столе. Помимо основной доски и тайлов, используются 7 дополнительных досок и треков, более 30 тайлов зданий, несколько колод карт, миплы, ресурсы и жетоны. Можно ли было упростить игру? Возможно. Но все компоненты логичны и выполняют свою функцию.
Ключевой вопрос: подходит ли такая сложность? Поражения в Frostpunk случаются часто. Игра не щадит: уголь нужен для обогрева домов, для подготовки к буре и для питания автоматонов. Недостаток еды вызывает недовольство, люди болеют и умирают, а надежда угасает. Для тех, кто предпочитает кооперативные игры с высоким шансом на победу, Frostpunk не подойдёт. Однако Glass Cannon Unplugged выпустили набор карт общества «исследователей», упрощающий игру для тех, кто ищет меньший вызов. Эти карты помогают освоить стратегии и продлить жизнь обществу.

Итоги
Можно было бы продолжать рассказ о “Frostpunk: Настольная игра”, но тогда материал станет бессовестно огромным. Несмотря на сложную кривую обучения, требования к пространству, долгую настройку и высокую сложность победы, игра впечатляет. Она воплощает всё, что можно было ожидать от настольной версии Frostpunk, и даже больше. Эта тематичная, затягивающая игра заставляет возвращаться к ней снова и снова. Однозначная рекомендация к покупке!
А мы выражаем благодарность издательству Hobby World за предоставленную на обзор игру. Приобрести ее вы всегда можете в фирменном магазине Hobby Games.