Борьба с "Deus ex machina" в Clair Obscur: Expedition 33

Дженнифер Сведберг-Йен, главный сценарист Clair Obscur: Expedition 33, в недавнем интервью каналу Lits Play подробно рассказала о проблеме "deus ex machina" в разработке игр.
Deus ex machina, у нас это еще называют “рояль в кустах”, представляет собой сюжетный приём, когда проблемы персонажей неожиданно решаются вмешательством внешних сил, никак не связанных с предыдущим повествованием. Ярким примером служит ситуация, когда герой спасается благодаря внезапному появлению союзной армии, хотя до этого момента о ней не было ни намёка.
Такие сюжетные повороты создают серьёзные проблемы для погружения игрока. Они лишают его чувства вовлечённости в происходящее, разрушают атмосферу игры и подрывают доверие к сюжету. Игрок начинает задаваться вопросом: если существует такое простое решение, почему оно не было применено раньше?
В Sandfall Interactive подошли к решению этой проблемы очень серьёзно. Разработчики нашли эффективный способ избежать подобных сюжетных ловушек, тесно интегрировав способности персонажей в игровой процесс. По словам Сведберг-Йен, команда провела множество обсуждений и споров по этому вопросу.
Ключевым решением стало создание системы, где все способности персонажей органично вплетаются в механику игры. Разработчики обеспечили полную свободу в использовании навыков, при этом тщательно проработав каждую игровую механику. Это позволило создать сбалансированную систему, где каждое решение игрока имеет реальные последствия, а сюжет развивается последовательно и логично.
Такой подход не только позволил избежать распространённой проблемы deus ex machina, но и сделал игровой опыт более глубоким и удовлетворительным для игроков. Команда, ответственная за геймплей, проделала отличную работу, создав целостный игровой опыт, где всё взаимосвязано и имеет смысл.