Продюсер культовых «Актрисы тысячелетия» и «Экспериментов Лэйн» винит корпоративную культуру Японии за вторичность современного аниме
И в чем он неправ?

Японский рынок аниме в 2023 году достиг объема более 21 миллиарда долларов и продолжает стремительно расти. Однако, как сообщает ITmedia Business со ссылкой на Yahoo! Japan News, среди всех аниме-сериалов осенне-зимнего сезона 2025 года 85,7% были основаны на существующих исходных материалах, таких как манга, романы, игры и другие интеллектуальные собственности. С другой стороны, оригинальные работы составили всего 14,3%. И хотя кажется, что рынок идет по безопасному и прибыльному пути, именно недостаток талантливых кадров, а вместе с ним и рамок для поддержки создания оригинального контента, может в долгосрочной перспективе затормозить развитие индустрии.
В беседе с изданием Таро Маки, ветеран аниме-продюсер, известный своей работой над Tokyo Godfathers, Millenium Actress и Serial Experiments Lain, размышлял о проблеме, указывая на японскую культуру «бизнесменов-продюсеров», склонных к осторожности, как на одну из главных причин.
Как он объясняет, в Японии наблюдается «нехватка продюсеров», которые не руководствуются безопасными бизнес-решениями и прибыльностью.
Как предполагает Маки, именно такой корпоративный менталитет может сдерживать создание в Японии большего количества оригинальных произведений и является причиной перенасыщения индустрии «безопасными» адаптациями.
Но такие признанные фильмы, как Kono Sekai no Katasumi ni 2016 года, над которым Маки лично работал, не сразу стали хитами. Режиссеру Сунао Катабучи потребовалось около трех оригинальных работ средней популярности, прежде чем он «добился большого успеха» с Kono Sekai no Katasumi. Даже Хаяо Миядзаки пришлось пройти через множество проб и ошибок, прежде чем создать свои первые хиты, говорит Маки, и роль продюсера как раз и заключается в создании пространства для подобных вызовов.
Именно поэтому Маки считает, что должно быть больше площадок, поощряющих эксперименты с нетрадиционным, «сложным для понимания» аниме, которое не полностью соответствует тому, что считается наиболее прибыльным.